Железные игрушки своими руками

Железные игрушки своими руками
Железные игрушки своими руками
Железные игрушки своими руками
Железные игрушки своими руками

Разработка ракетных комплексов четвертого поколения стала от­ветом на развертывание в США мощных стратегических МБР наземного базирования «MX» и мор­ского базирования «Трайдент», имевших увеличенное количество боевых блоков на ракете и более высокую точность стрельбы. Боевая эффективность этих ракет в 6-15 раз превосходила боевую эффективность ракет «Минитмен» и «Посейдон». Эти ракеты уже были способны поражать советские  высокозащищенные  шахтные  пусковые  установки и командные пункты РВСН. Кроме того, сильнейшим дестабилизирующим фактором были объявленные США в рамках программы СОИ работы по созданию оружия на новых физических принципах для обеспечения поражения совет­ских ракет на всей траектории их полета.

Принятие на вооружение РВСН и развертывание ракет­ных комплексов третьего поколения, оснащенных РГЧ ин­дивидуального наведения и средствами преодоления ПРО, позволило достичь примерного равенства количества бо­евых блоков на МБР СССР и США. Это в немалой степе­ни способствовало повышению боевой мощи РВСН и под­держанию военно-стратегического паритета в мире. Однако точностные характеристики отечественных ракет все еще были ниже, чем у американских. Значительное повы­шение точности стрельбы баллистических ракет вероятных противников, достигнутое к началу 80-х годов, а также мас­совое развертывание стратегических крылатых ракет всех видов базирования и баллистических РСД «Першинг-2» требовало принятия дополнительных мер по повышению живучести группировки МБР в условиях внезапного ракет­но-ядерного удара.

С целью недопущения нарушения военно-стратегичес­кого паритета и получения одностороннего превосходства США в ракетно-ядерных вооружениях в Советском Союзе разработали и приняли на вооружение ракетные комплексы четвертого поколения различных видов базирования. Они должны были стать основой стратегических ядерных сил СССР на период 1990-2000 годов, а также базой по со­зданию мер противодействия перспективной системе ПРО противника с элементами космического базирования. Рабо­ты были развернуты как по дальнейшему совершенствова­нию жидкостных МБР, так и по созданию твердотопливных ракет, которые по своим характеристикам не уступали бы лучшим мировым образцам.

Такие   ракетные   комплексы   были   успешно   созданы и приняты на вооружение: ракетный комплекс с тяжелой МБР шахтного базирования Р-36М2 (15А18М), РК с «легкой» МБР шахтного базирования РТ-23 УTTX (15Ж60), боевой желез­нодорожный   ракетный   комплекс   (БЖРК) с МБР  РТ-23 УТТХ (15Ж61) - разработаны в КБ «Южное», подвижный грунтовой ракетный комплекс (ПГРК) с ракетой РТ-2ПМ (15Ж58) - «Тополь» - разработан в Московском институте теплотехники. В 90-х годах были созданы твердотопливные МБР «Тополь-М» (15Ж65 и 15Ж55} ракетных комплексов стационарного шахтного и  подвижного грунтового базирования разработки МИТ (генеральные конструкторы Б.Н. Лагутин, Ю.С. Соломонов).

Основная задача при создании РК четвертого поколения состояла в обеспечении неуязвимости не только в пусковой установке шахтного или мобильного базирования и при преодолении боевыми блоками перспективной ПРО, но и во время ее полета на активном участке траектории. В этот момент ракета слабо защищена от воздействия ядерного оружия и от новых видов оружия, которыми могла быть оснащена американская ПРО. Кстати, с профессионально точки зрения вполне понятно желание американцев разместить свои противоракеты в странах, граничащих с Российской Федерацией. Это необходимо именно для поражения российских ракет во время работы их маршевых двигателей.

Отечественное ракетостроение нашло решение сложнейших технических задач, возникших в ходе создания новых ракетных комплексов. Удалось создать твердотопливные ракеты мобильного базирования, живучесть которых достигалась за счет подвижности и неопределенности их местонахождения, и ракеты, способные стартовать непосредственно в условиях воздействия ядерного удара по позиционному району. Были приняты дополнительные конструктивные меры по защите ракеты во время ее полета на активном участке траектории.

В ходе разработки новых комплексов были:

  • созданы новые системы управления ракет, надежно работающие в условиях ядерного воздействия;
  • для защиты ракеты шахтного базирования от поражаяющих факторов ядерного взрыва (ПФЯВ) во время старта по всей ее длине нанесено специальное покрытие, что позволило проводить пуск в условиях ядерного воздействия противника по позиционному району;
  • принято решение о том, что для обеспечения высокой готовности ракет к пуску командные приборы находятся в постоянно работающем состоянии;
  • использованы прямые методы наведения;
  • внедрена система терморегулирования, необходимая для непрерывной ра­боты системы управления ракеты в пусковой установке.

Принципиальные особенности ракет и комплексов четвертого поколения:

  • значительно возросла точность стрельбы, которая практически сравнялась с точностью американских ракет;
  • энергомассовые характеристики твердотопливных ракет не уступали луч­шим зарубежным образцам;
  • создан комплекс преодоления перспективной ПРО, в том числе с элементами космического базирования;
  • повышена живучесть и автономность ШПУ и КП;
  • подвижные грунтовые РК могли проводить пуск ракет с любой точки маршрута боевого патрулирования;
  • за счет ввода в действие автоматизированной системы боевого управления нового поколения возросла устойчивость управления войсками и оружием, расширились оперативные возможности по переприцеливанию ракет, в том числе по неплановым целеуказаниям;
  • увеличились гарантийные сроки эксплуатации ракетных комплексов.

В результате коренных изменений военно-политической обстанов­ки в начале 1990-х годов, а также заключения с США договоров в области стратеги­ческих вооружений было значительно сокращено количество стратегических ракет и пусковых установок. Ракетные комплексы четвертого поколения яв­ляются уникальными: ракеты Р-36М2 и РТ-2ПМ до сих пор стоят на боевом дежурстве, а проводимые учебно-боевые пуски подтверждают их высокую надежность и боевую готовность.

В настоящее время главный разработ­чик ракетных комплексов стратегичес­кого назначения для РВСН - Московкий институт теплотехники, а основной перспективный ракетный комплекс (стационарного шахтного и подвижно­го базирования) – «Тополь-М». Многие разработки предыдущих лет успешно применяются на этой ракете.

 

ТВЕРДОТОПЛИВНЫЕ МБР РТ-23 УTTX (15Ж60 И 15Ж61) НАЗЕМНОГО ШАХТНОГО И ПОДВИЖНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГОБАЗИРОВАНИЯ

Проектно-конструкторские и экспериментальные работы по улучшению харакетристик ранее разработанных комплексов шахтного и железнодорожного базирования, которые были проведены в начале 80-х годов прошлого века, позволили создать ракетный комплекс, по своим характеристикам не уступавший американскому РК MX, и боевой железнодорожный ракетный комплекс, не имевший аналогов  в мировом ракетостроении. Этому способствовали возросшие возможности советской промышленности по производству надежной и стойкой элементной базы, высокоэнергетических смесевых и твердых топлив, конструкционных, эрозионностойких и теплозащитных материалов.

БЖРК на маршруте патрулирования

БЖРК на маршруте боевого патрулирования

Мобильный железнодорожный ракетный комплекс («Атомный поезд»), обладая характеристиками грунтового комплекса, отличался рядом преимуществ. На железнодорожной пусковой установке можно было разместить ракету с гораздо большей стартовой массой и, соответственно, с большей полезной нагрузкой. Кроме того, комплекс этого типа мог перемещаться по протяженным маршрутам боевого патрулирования, использующим государственную железнодорожную сеть, что крайне затрудняло его обнаружение противником.

В 1960-е годы в Советском Союзе уже велись разработки стратегических ракетных комплексов железнодорожного базирования: в ОКБ-1 – твердотопливной МБР РТ-2 железнодорожного базирования; в ОКБ-586 - железнодорожный вариант РТ-21. Однако данные проекты так и не были реализованы.

13 января 1969 года  был подписан приказ министра общего машиностроения СССР «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23». Сразу после прекращения разработки мобильного комплекса РТ-20П КБ «Южное» под руководс­твом М.К. Янгеля приступило к созданию железнодорожного комплекса. Вскоре был разработан его эскизный про­ект.

Учитывая сложности, возникшие при создании боевого железнодорожного ракетного комалекса, советское прави­тельство 23 июля 1976 года приняло постановление о разработке  шахтного варианта РТ-23 под индексом  15Ж44 с моноблочной головной частью.

Первый зскизный проект шахтной ракеты представлен в марте 1977 года; второй, доработанный, эскизный проект ракеты с РГЧ ИН и повышенной энергетикой - в декабре 1979 года.

Летно-конструкторские испытания МБР 15Ж44 начались в декабре 1982 года, а 10 февраля 1983 года решением Совета обороны СССР работы по ракете были прекра­щены.

В КБ “Южное” железнодорожный и шахтный варианты ракеты РТ-23 под индексом 15Ж52 разрабатывались одновременно. В июне 1980 года был готов эскизный проект БЖРК с МБР РТ-23.

В соответствии с Договором ОСВ-2, подписанным СССР и США в 1979 году. Советский Союз не мог создавать, иcпытывать и развертывать мобильные пусковые установки тяжелых межконтинентальных баллистических ракет. При этом тяжелой считалась ракета, стар­товая или забрасываемая масса которой превышает массу ракеты УP-100Н. Таким образом, стартовая масса РТ-23 не могла быть более 105,6 т, а забрасываемая - более 4,35 т. Новая ракета должна была укладываться в данные параметры, и конструкторам удалось выполнить эту задачу.

Решением Совета обороны СССР 10 февраля 1983 года ракета РТ-23 железнодорожного      базирования была приня­та в опытную эксплуатацию. Испытания комплекса проходили на 53-м НИИП в Плесецке до апреля 1985 года.

Вагон БЖРК

Вагон БЖРК с транспортно-пусковым контейнером ракеты внутри

Во время всего периода эксплуатации ракета будет находиться в транспортно-пусковом контейнере. В свою очередь контейнеры с ракетами размещались в специальных железнодорожных ваго­нах. РГЧ ИН оснащалась десятью боевыми блоками, расположенными в один ярус.

В 1983 году началось оборудование трех маршрутов патрулирования «атомных поездов» с местами стоянок. В сжатые сроки были обустроены пункты постоянной дислокации. В головном позиционном районе ракетной дивизии началось оборудование и подготовка маршрута боево­го патрулирования протяженностью свыше 1500 км.

При создании железнодорожного комплекса требовалось обеспечить устойчивость вагона, масса которого вместе с пусковой установкой и ракетой в контейнере массу  составляла более 200 тонн. Нагруз­ка от колес пускового вагона в 1,5 раза превышала предельно допустимую, поэтому был сконструирован трехвагонный сцеп. Во время больших нагрузок при старте ракеты соседние вагоны с помощью специаль­ных устройств «поддерживают» пусковой, обеспечивая его устойчивость. После пуска ракеты; когда вагон в практически мгновенно становится легче более чем на 100 тонн, боковые вагоны также с помощью специального устройства «догружают» пусковой, прижимая его к железнодорожно­му полотну.

Первая ступень МБР РТ-23 была унифицирована с первой ступенью баллистической ракеты для подводных лодок Р-39. Разработка двигателя первой ступени морской ракеты Р-39 была поручена КБ «Южное» в сентябре 1973 года. В октябре 1975 года на Павлоградском механическом заводе началось строительство корпуса сборки твердотопливных двигателей для стратеги­ческих ракет: сухопутной - РТ-23 и морской - Р-39. Там же было развернуто серийное производство первых ступеней этих ракет.

Автономная система управления создана в московском НИИ АП под руководством В.Л. Лапыгина. Ракета оснащалась комплексом средств преодоления ПРО. Смесевое твердое топливо разработано в люберецком НИИ-125 под руководс­твом Б.П. Жукова, командный модуль для управления пуско­вой установкой - в ЦКБ тяжелого машиностроения под руководством Б. Р. Аксютина и Л.А. Леонтенкова. Главный конструктор железнодорожной ПУ - А.Ф.Уткин.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 9 августа 1983 года была задана разработка ра­кетных комплексов с усовершенствованной МБР PT-23УТТХ «Молодец» в трех вариантах базирования: боевом железнодорожном (15П961), подвижном грунтовом «Целина-2» (на вооружение не принимался) и шахтном (15П060).

Головным разработчиком было определено КБ «Южное» (генеральный конструктор В.Ф.Уткин). В ноябре 1982 года подготовлен эскизный проект железнодорожной ракеты 15Ж61 (PT-23УTTX) и БЖРК с усовершенствованными желез­нодорожными пусковыми установками (ЖДПУ). Доработанный ракетный комплекс оснашался высокоточной навигационной системой и специальными устройствами закорачивания и отвода контактной сети. Теперь он мог производить пуски  с любой точки маршрута, в том числе с электрифицированных железных дорог.

Создание боевого железнодорожного ракетного комплекса позволило при внезапном нападении сохранить ракетно-ядерный  потенциал Советского Союза и наносить ответный     удар.

На ракетах 15Ж60 и 15Ж61 были сохранены отработанные на предыдущих изделиях 15Ж44 и 15Ж52 технические решения по управлению полетом второй и третьей ступеней отклонением головного отсека, минометному разделению ступеней, отделению боевой ступени и разведению элементов боевого оснащения. Минометное разделение ступеней обеспечивалось за счет наддува газом от порохового аккумулятора давления межступенного объема и поперечного деления переходного отсека удлиненным кумулятивным зарядом. Такая конструкция обеспечивает безударное разделение ступеней и максимальную плотность компоновки межступенной части ракеты. Ракета имеет оригинальный надувной обтекатель головной части. Такое решение уменьшает габаритную длину ракеты и позволяет разместить ее в вагоне.

Принципиальное отличие ракеты 15Ж60 от 15Ж61 - повышенная устойчивость к поражающим факторам ядерного взрыва. Двигательные установки ракет 15Ж60 и 15Ж61 разрабатывались, в основном, в рамках кооперации, сложившейся на этапе создания РК с ракетами 15Ж44 и 15Ж52. Единственное исключение - корпус двигателя первой ступени типа «кокон» разрабаты­вало КБ «Южное».

На ракете 15Ж61 в двигателях второй и третьей ступеней применены бо­лее энергетические смесевые твердые топлива, что дополнительно повыси­ло стойкость двигательных установок к воздействию ПФЯВ.

Маршевые твердотопливные ракетные двигатели ракеты 15Ж60 разрабо­таны с учетом повышенных требований по энерговооруженности, величине управляющих усилий (для ДУ первой ступени) и степени зашиты для ДУ первой и второй ступеней.

Для ракеты 15Ж60 создан принципиально новый двигатель первой ступени на высокоэнергетическом топливе.  Его расходно-тяговые характеристики форсированы примерно на 30% по сравнению с двигателем первой ступени 15Ж61. В двигателе как орган управления вектором тяги использовано центральное частично утопленное в камеру сгорания многопозиционное качающееся управляющее сопло: качающаяся часть сопла подвешена в эластичном опорном шарнире.

На корпус второй ступени ракеты 15Ж60 было нанесено специальное многофункциональное покрытие.

Двигатели третьих ступеней ракет были идентичны.

Система управления ракет - инерциальная с бортовой цифровой вычис­лительной машиной (БЦВМ) разработана НПО АП под руководством глав­ного конструктора В.А. Лапыгина.

Прицеливание производилось при помощи наземного гирокомпаса и электронно-оптических средств передачи азимута в бортовую гиростабилизированную платформу.

В БЖРК входили:

  • три трехвагонных пусковых модуля с МБР 15Ж61;
  • командный модуль из семи вагонов;
  • вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов;
  • три тепловоза ДМ-62.

Для непосвященных БЖРК выглядел как обычный состав из рефрижераторных и пассажирских вагонов. Пусковые модули имели по восемь колесных пар, остальные вагоны - по четыре колесные пары.

В каждом из локомотивов несла дежурство отдельная локомотивная 6ригада офицеров. Для детального ознакомления этих бригад с маршрутами боевого патрулирования они периодически откомандировывались гражданские составы МПС, следующие по тому же маршруту. Боевое дежурство в автономном режиме комплекс мог нести 1-2 месяца. Пуски ракет могли проводиться как с любой точки маршрута, так и непосредственно из мест базирования ракетных поездов.

Конечно, поезд был защищен намного слабее, чем ракетная шахта. К тому же его местонахождение на маршруте боевого патрулирования не было тайной для американцев. «Атомный поезд» обладал характерной конфигурацией и мог быть идентифицирован средствами спутниковой разведки. Повышение выживаемости БЖРК обеспечивалось за счет того, что он обладал высокой мобильностью и мог использовать в качестве укрытий железнодорожные  тоннели на маршрутах боевого патрулирования.

Ракета  15Ж61 имеет три ступени и ступень разведения боевых блоков. Первая, вторая и третья ступени представляяют собой цельномотанный корпус типа «кокон» из композиционного материала. Первая ступень оснашена твердотопливным двигателем 15Д206 (ранее использован на ракете 15Ж44) с центральным неподвижным, частично утопленным соплом, работающим на смесевом топливе. Вторая и третья ступени – с твердотопливными двигательными установками, сопло - центральное неподвижное, раздвижное. Управление первой ступенью осуществляется вдувом горячих газов в закритическую часть сопла двигательной установки, второй - отклонением головной части и частично аэродинамическими рулями, расположенными на носовом обтекателе.

Головная часть - разделяющегося типа индивидуального наведения с десятью боевыми блоками.

Ступень разведения боевых блоков - «толкаю­щей» схемы, боевые блоки размещены в один ярус, двигатель ступени - четырехкамерный жидкостной 15Д264 работающий на несимметричном диметилгидразине (НДМГ) и тетраоксиде азота (AT) в качестве окислителя.

Железнодорожная пусковая установка 15П761 разработана в КБ специального машиностроения под руководством главного конструктора А.Ф.Уткина на базе четырехтележечного восьмиосного вагона гру­зоподъемностью 135 тонн. Транспортно-пусковой контейнер оснащен системой термостатирования и автоматикой подготовки и пуска ракеты. Подъ­ем транспортно-пускового контейнера (ТПК) в вертикальное положение обеспечивается пневматическим приводом с помощью пороховых аккумуляторов давления. Вагон - пусковая установ­ка - оборудован открывающейся крышей с гидрав­лическим приводом и устройством для отвода кон­тактной сети. Несмотря на уменьшение массы ракеты на 1,5 тонны по сравнению с шахтным вариантом, нагрузка на путь все равно оказалась чрезмерной, поэтому были применены специальные «раз­грузочные» устройства, перераспределяющие часть веса на соседние вагоны.

Транспортно-пусковой контейнер

Транспортно-пусковой контейнер в боевом положении

Пуск ракет мог проводиться с любой точки марш­рута. Для этого состав останавливался, специальным устройством контактный провод отводился в сторо­ну и открывалась крыша вагона. ТПК с ракетой под­нимался в вертикальное положение и осуществлялся минометный старт ракеты. Уже в воздухе ракета заклонялась с помощью порохового ускорителя и только после этого запуска ся маршевый двигатель, Заклонение ракеты позволяло отвести раскаленную струю мар­шевого двигателя от вагонов ракетного плекса и обеспечить его устойчивость

Каждая из трех пусковых установок, входящих в БЖРК, могла производить пуск ракеты как в составе поезда, так и автономно.

Испытания ракетных комплексов 15П060 и 15П961 проходили на 53-м НИИП в Плесецке. Первый испытательный пуск шахтного варианта ракеты был осуществлен 31 июля 1986 года. В ходе летно-конструкторских испытаний было проведено 19 пусков ракеты 15П060, из них – три аварийных.

Первый полк, вооруженный этими ракетами 19 августа 1988 года был поставлен на боевое дежурство. РК шахтного базирования был принят на вооружение 28 ноября 1989 года. Боевое применение шахтного ракетного комплекса обеспечивалось в любых условиях при температуре воздуха от -50 до +50 градусов по Цельсию и в условиях ядерного воздействия по позиционному району.

Испытания железнодорожной МБР 15Ж61 проходили в Плесецке с 21 февраля 1985 года по 22 декабря 1987 года. Всего в ходе испытаний было запущено 16 ракет, причем один пуск оказался аварийным. Осуществлено 18 выходов железнодорожного состава на ресурсные и транспортные испытания, в ходе которых по железным дорогам страны пройдено более 400 тысяч километров. Испытания поезда П-450 для БЖРК проводились в различных климатических зонах СССР: от Салехарда на Севере до Чарджоу на юге, от Череповца на Западе до Читы на Востоке и были завершены в декабре 1991 года.

Серийное производство ракет 15Ж60 и 15Ж61 было ор­ганизовано на Павлоградском механическом заводе. Дви­гатели третьих ступеней ракет выпускались на Пермском заводе химического оборудования. Железнодорожные пусковые установи серийно изготавливались Юргинским машиностроительным заводом  и волгоградским ПО «Баррикады». В 1986 году производство комплексов средств преодоления ПРО было передано с Украины на предприятия России. Всего было выпущено более двухсот ракет РТ-23 всех модификаций.

Первый ракетный полк, вооруженный БЖРК 15П961, встал на боевое дежурство 20 октября 1987 года. 28 ноября 1989 года боевой железнодорожный комплекс 15П961 принят на вооружение. К 1999 году были развернуты три ракетные дивизии, вооруженные железнодорожными комплексами с МБР УТТХ. Максимальное число железнодорожных пусковых установок, развернутых в РВСН, составляло 36 единиц. В каждой из ракетных дивизий было по четыре ракетных полка. На вооружении ракетного полка находился один железнодорожный состав БЖРК с тремя пусковыми установками. В пункте постоянной дислокации составы располагались на расстоянии нескольких километров друг от друга в стационарных сооружениях. При повышении степеней боевой готовности составы могли рассредотачиваться на маршрутах боевого патрулирования. При движении по железнодорожной сети страны БЖРК позволял оперативно менять стартовые позиции до 1000 километров в сутки.

Но «атомным поездам» суждено было прослужить недолго. С 1991 года по договоренности с США БЖРК несли бо­евое дежурство без выезда на железнодорожную сеть страны. А в 1993 по договору СНВ-2 Россия обязалась снять с вооружения все БЖРК до 2003 года. На практике последняя ракетная дивизия БЖРК была снята с боевого де­журства 1 сентября 2005 года. Все железнодорожные пусковые установки ликвидированы на Брянском механическом заводе под наблюдением американских инспекторов.

 

Ракета 15Ж60 и ракетный комплекс 15П960: основные тактико-технические характеристики.

Состав БЖРК - 3 трехвагонных модуля с ракетами, командный модуль в составе 7 вагонов, три тепловоза ДМ-62.

Железнодорожный габарит - стандартный.

Длина вагона железнодорожной ПУ, м - 23,6.

Максимальная скорость поезда – 80 км/ч.

Условия боевого применения – в любое время года и суток, с разрешенных участков маршрута боевого патрулирования.

Стойкость БЖРК к ударной волне, кг/кв.см – в продольном направлении - 0,3, в поперечном - 0,2.

Максимальная дальность полета ракеты, км – 10000.

Стартовая масса, т – 104,8.

Масса головной части, кг – 4050.

Число ступеней – 3.

Длина ракеты, м – 23,0.

Диаметр корпуса, м – 2,4.

Боевое оснащение – РГЧ ИН с 10 ББ мощностью 0,4 Мт каждая, предусмотрена защита от ПРО.

Стойкость ракеты к поражающим факторам ЯВ в полете – II уровень.

Точность стрельбы (предельное отклонение), км – 0,5.

Гарантийный рок эксплуатации, лет – 10.

Вид топлива маршевых ступеней:

  • 1 ступень – Т-95К-83;
  • 2 ступень – «Старт»;
  • 3 ступень – АП-65;

Боевая ступень - жидкое самовоспламеняющееся АТ+НДМГ.

Тяга двигателей на земле/в вакууме:

  • 1 ступень – 218/241;
  • 2 ступень – 149;
  • 3 ступень – 44.

Органы управления:

  • 1 ступень – клапаны вдува газа в закритическую часть сопла;
  • 2 ступень – отсутствуют;
  • 3 ступень – отсутствуют.

Система управления – автономная инерциальная на базе СУ 15Ж52.

 

Ракета 15Ж60 и ракетный комплекс 15П060: основные тактико-технические характеристики.

Ракетный комплекс – стационарный, с защищенными от поражающих факторов ядерного взрыва шахтными ПУ и КП..

Пусковая установка – шахтная типа ОС, с высокой защищенностью от поражающих факторов ЯВ, переоборудованная из ШПУ предшествующих ракет с сохранением железобетонного ствола.

Старт ракеты – минометный, из ТПК с помощью ПАД.

Ракета – межконтинентальная, трехступенчатая, баллистическая, твердотопливная, стойкая к поражающим факторам ЯВ в полете.

Максимальная дальность полета ракеты, км – 10000.

Стартовая масса, т – 104,8.

Масса головной части, кг – 4050.

Число ступеней – 3.

Длина ракеты, м – 23,0.

Диаметр корпуса, м – 2,4.

Боевое оснащение – РГЧ ИН с 10 ББ мощностью 0,4 Мт каждая, предусмотрена защита от ПРО.

Стойкость ракеты к поражающим факторам ЯВ в полете – II уровень.

Точность стрельбы (предельное отклонение), км – 0,5.

Гарантийный рок эксплуатации, лет – 10.

Вид топлива маршевых ступеней:

  • 1 ступень – «Опал»;
  • 2 ступень – «Старт»;
  • 3 ступень – АП-65;

Боевая ступень - жидкое самовоспламеняющееся АТ+НДМГ.

Тяга двигателей на земле/в вакууме:

  • 1 ступень – 283/311;
  • 2 ступень – 147;
  • 3 ступень – 44.

Органы управления:

  • 1 ступень – поворотное управляющее сопло;
  • 2 ступень – отсутствуют;
  • 3 ступень – отсутствуют.

Система управления – автономная инерциальная на базе СУ 15Ж44.

Полетная надежность ракеты – 0,98.

Коэффициент энерговесового совершенства – 0,031.

 

ПОДВИЖНЫЙ ГРУНТОВОЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «ТОПОЛЬ» РАЗРАБОТКИ МОСКОВСКОГО ИНСТИТУТА ТЕПЛОТЕХНИКИ

Ракетный комплекс

РК "Тополь"

Работы по межконтинентальной баллистической ракете «Тополь» для подвижного грунтового ракетного комплекса были начаты в МИТ под руководством Александра Давидовича Надирадзе в соответствии с постановлением правительства от 19 июля 1976 года. После его смерти работу над комплексом продолжил Борис Николаевич Лагутин, который с 1987 по 1997 годы был генеральным конструктором и директором МИТ.

Ракетный комплекс 15П158 «Тополь» должен был впоследствии заменить ракетные комплексы предыдущего поколения «Темп-2С» и «Пионер».

Как и МБР «Темп-2С», твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета РТ-2ПМ (15Ж58) была вы­полнена по схеме с тремя маршевыми и боевой ступенями. В двигателях всех маршевых ступеней было применено новое топливо повышенной плотности с увеличенным удель­ным импульсом, а корпуса верхних ступеней впервые были выполнены по схеме «кокон», что улучшило энергомассовые характеристики ракеты. На ракете использована отработанная схема управления вектором тяги: «вдув» газа в закритическую часть сопла - на верхних ступенях, аэродинамические и газодинамические рули - на первой ступени. На второй ступени «вдув» обес­печивался специальным газогенератором, расположенным снаружи соплового блока, на третьей ступени впервые применена оригинальная схема с исполнением части основного заряда двигателя из безметального топлива. Продукты сго­рания этого топлива выводятся через фильтры на  клапаны «вдува» через специальные устройтва в сопловом фланце. На переднем днище корпуса третьей ступени типа «ко­кон» размещен узел отсечки тяги с восьмью реверсивными раструбами   и  «окнами»,   прорубаемыми   детонирующими удлинительными зарядами (ДУЗами) в органопластиковой силовой конструкции. Впервые для рубки кабелей системы управления были применены пироустройства.

Система управления ракеты - автономная инерциальная с БЦВМ, разработана в НПО автоматики и приборостро­ения под руководством В.Л. Лапыгина. Точность стрельбы была повышена за счет применения более чувствительных акселерометров и БЦВМ, реализующей прямые методы наведения, которые обеспечили расчет в текущий момент времени траектории последующего полета до точки паде­ния боевого блока. Все операции по предстартовой подго­товке и проведению пуска предельно автоматизированы. Системы управления, прицеливания и навигации в отличие от комплексов предыдущего поколения, обеспечивают пуск ракеты с любой точки маршрута боевого патрулирования.

Система прицеливания разработана под руководством главного конструктора киевского завода «Арсенал» С.П. Парнякова.

В результате проведенных мероприятий существенно по­вышена точность попадания в цель по сравнению с ракетой предыдущего поколения.

Для обеспечения скрытности ракетного комплекса от средств воздушной и космической разведки разработаны макетные ложные комплексы и специальные средства маскировки. Как и ракета «Пионер», МБР «Тополь» может стартовать и с маршрута боевого патрулирования, и во время боевого дежурства в специальных металлических укрытиях «Крона» раздвигающейся крышей. Для этого, как и на полевой позиции, пусковая установка вывеши­вается на домкратах и приводится в готовность к пуску, а маскировочные комплекты не разворачиваются. Время с момента получения приказа до пуска ракеты значитель­но сокращено  и сопоставимо  с показателями  шахтных комплексов.

Для новых комплексов были разработаны подвижный и стационарный командные пункты.

Вывешивание установки

Вывешивание установки на домкратах перед пуском

Самоходная автономная пусковая установка разра­ботана в Волгоградском ЦКБ «Титан» под руководством В.М. Соболева и В.А. Шурыгина. Она смонтирована на семиосном шасси МАЗ-7917. Тягач изготовлен на Минском заводе тяжелых колесных тягачей под руководством глав­ного конструктора В.П. Чвялева.

Как и для всех предшествующих ракет Московского инс­титута теплотехники, твердотопливные заряды двигателей созданы в Люберецком НПО «Союз» под руководством Б.П. Жукова. Композиционные материалы и контейнер раз­работаны и изготовлены в ЦНИИ специального машино­строения под руководством В. Д. Протасова. Рулевые гид­роприводы ракеты и гидроприводы самоходной пусковой установки разработаны в московском ЦНИИ автоматики и гидравлики. Ядерный боезаряд создан во Всесоюзном НИИ экспериментальной физики под руководством глав­ного конструктора С. Г. Кочарянца.

Первоначально установленный гарантийный срок экс­плуатации ракеты 10 лет позже был увеличен более, чем вдвое,

Первый испытательный пуск ракеты 15Ж58 состоялся 8 февраля 1983 года на полигоне Плесецк. Этот и два последующих пуска были произведены из переоборудованных шахт стационарных ракет РТ-2П.

Ежегодно по планам боевой подготовки производится не менее одного контрольного пуска ракеты «Тополь» с полигона Плесецк. О высокой надежности комплекса говорит тот факт, что за время его испытаний и эксплуатации было произведено около пятидесяти       успешных испытательных и учебно-боевых пусков ракет.

Там же проводились испытания и боевых агрегатов всего комплекса. В декабре 1984 года основная часть испытаний была закончена. Однако произошла задержка в разработке некоторых элементов комплекса, не связанных непосредс­твенно с ракетой. В полном объеме программа испытаний была успешно завершена в декабре 1988 года.

Решение о начале серийного производства ракетного комплекс «Тополь» было принято постановлением прави­тельства от 28 декабря 1984 года. Серийное производство ракет развернуто в 1985 году на Воткинском машиностро­ительном заводе, а пусковых установок - на волгоградс­ком ПО «Баррикады».

В 1984 году началось строительство сооружений стационарного базирования и оборудование маршрутов боевого патрулирования новых мобильных ракетных комплексов. Объекты строительства размешались в позиционных райо­нах ракетных дивизий, где снимались с боевого дежурс­тва межконтинентальные баллистические ракеты РТ-2П, MP-УP-100 и УP-100H шахтного базирования. Но в первую очередь было  проведено дооборудование позиционных районов, в том числе снимаемых с вооружения по договору РСМД подвиж­ных ракетных комплексов «Пионер».

Однако еще задолго до заключения этого договора с целью скорейшего по­вышения боевых возможностей РВСН, не ожидая полного  завершения  программы  совместных   испытаний было решено развернуть «Тополь» на заранее созданных позициях комплекса «Пионер».

Пуск ракеты

Пуск ракеты с подвижного грунтового комплекса "Тополь"

Первый ракетный полк «Тополь» 23 июля 1985 года заступил на боевое дежурс­тво, а к концу года - еще один полк.

После  проведения   испытательных  пусков ракеты (только три из 36 были аварийными)  новый  ракетный  комплекс 1 декабря 1988 года был принят на вооружение.

Первый полк, в состав которого был введен усовершенствованный подвижный командный пункт дивизиона с новой автоматизированной сис­темой управления, заступил на боевое дежурство 27 мая 1988 года. С приня­тием на вооружение этой автоматизи­рованной системы боевые возможнос­ти комплекса резко возросли.

К середине 1991 года было развер­нуто 288 ракет Т5Ж58. В 1999 году на вооружении РВСН находилось 360 самоходных ПУ с ракетами «То­поль». Они несли дежурство в десяти позиционных районах. В районе базировалось по четыре-пять ракетных полков. На вооружении каждого полка находится девять самоходных (автономных) пусковых установок и подвижный командный пункт, пред­назначенный для управления дивизионами на маршрутах боевого патрулирования, и стационарный КП - для пункта постоянной дислокации.

В состав ракетного комплекса «То­поль» входят:

  • самоходные автономные пусковые установки;
  • машина    боевого    управления;
  • машина связи;
  • машины обеспечения боевого де­журства.

Как  и «Пионер»,   боевой  ракетный комплекс «Тополь»  15П158 по штату состоит на вооружении ракетного ди­визиона, три дивизиона входят в со­став ракетного полка.

В отличие от ранее созданных комплексов «Тополь» обладает следующими преимуществами:

  • возможностью проведения пуска ракет с любой точки маршрута боево­го патрулирования;
  • способностью ракетного дивизио­на действовать в рассредоточенном боевом порядке, при этом СПУ в составе стартовых батарей совершают марши и несут боевое дежурство на удалении нескольких километров от командного пункта дивизиона, что значительно повышает живучесть комплекса;
  • наличием унифицированных комплексных агрегатов - машин, обеспе­чивающих системы комплекса элект­роэнергией, личный состав – питанием и местами для отдыха и несущих охрану на марше и на полевой позиции. Конструктивно в машине объединены четыре отдельных агрегата комплекса «Пионер»: машина дизель-электростанция, машина-столовая, машина-общежитие и машина охраны.

Ракетные дивизии с ПГРК 15П158 были дислоцированы в России и Белоруссии. Вывод группировки РВСН из Белоруссии был начат 13 августа 1993 года, и завершен 27 ноября  1996 года.  

29 ноября 2005 года   был осуществлен учебно-боевой пуск МБР «Тополь» с полигона Плесецк в направлении полигона Кура. Учебная головная часть ракеты с заданной точностью поразила условную цель на полигоне полуострова Камчатка. Основная цель пуска - проверка надежности ракеты и комплекса. Это был первый случай в практике отечественного ракетостроения, когда  успешно осуществлен  пуск твердотопливной ракеты, находившейся на боевом дежурстве 20 лет.

На базе МБР ракетного комплекса «Тополь» разработана конверсионная космическая ракета-носитель «Старт». Пуски ракет «Старт» осуществлялись с кос­модромов Плесецк и Свободный.

 

Основные тактико-технические характеристики подвижного грунтового РК 15П158 «Тополь»:

Состав РК: автономные пусковые установки, машины боевого управления, машины связи, машина обеспечения боевого дежурства.

Пусковая установка - на базе семиосного шасси МАЗ-7917, скорость 40 км/ч.

Способ старта - минометный из ТПК с помощью ПАД.

Ракета - межконтинентальная трехступенчатая твердотопливная.

Боевое оснащение ракеты - моноблочная ГЧ с ядерным зарядом.

Максимальная дальность стрельбы, км - 10000.

Стартовая масса ракеты, т - 45.

Масса ГЧ, кг – 1000.

Топливо маршевых ступеней – твердое смесевое.

Длина ракеты, м - 21,5.

Диаметр ракеты, м – 1,8.

Система управления – автономная инерциальная с БЦВМ.

 

МБР ЧЕТВЕРТОГО ПОКОЛЕНИЯ КБ «ЮЖНОЕ»

Ракетные комплексы четвертого поколения создавались как основа стратегических ядерных сил СССР, обеспечивающих военно-стратегический паритет на период 1990-2000 годов, и как базовые компоненты в структуре средств противодействия перспективной системе ПРО противника с элементами космического базирования.

В ходе создания этих комплексов одинаковое внимание уделялось и продолжению работ по совершенствованию жидкостных МБР, и успешному заврешению многолетних поисковых, экспериментальных и опытно-конструкторских работ по твердотопливным ракетам, не уступавшим по своим характеристикам лучшим мировым образцам.

Главной задачей при разработке РК четвертого поколения стало обеспечение живучести комплекса в случае боевого применения противником средств доставки боевых блоков высокой точности. Это потербовало развития новых для отечественного ракетостороения направлений:

  • создание ракет, способных выполнять боевую задачу непосредственно в условиях ядерного удара по позиционному району;
  • создание твердотопливных ракет мобильного базирования, живучесть которых обеспечивалась за счет подвижности и неопределенности их местонахождения.

Оба эти направления были реализованы в КБ «Южное». В них воплощены следующие решения:

  • разработана система управления на основе стойкой элементной базы со схемно-алгоритмической защитой, обеспечивающей работоспособность при воздействии поражающих факторов ядерного взрыва;
  • создано специальное многофункциональное покрытие для защиты всего корпуса ракеты от поражающих воздействий;
  • спректированы командные приборы, способные находиться в постоянной боеготовности;
  • использованы прямые методы наведения;
  • внедрена система терморегулирвоания, необходимая для непрерывной работы системы управления ракеты в пусковой установке.

На твердотопливных ракетах четвертого поколения применены:

  • способы управления полетом на базе системы «вдува» камерного газа, качающегося газа и отклоняемого в полете головного отсека;
  • новые виды топлива с уникальными энергетическими и эксплуатационными характеристиками и оптимальные формы зарядов на их основе;
  • оптимальные конструкции маршевых ТРД: корпуса типа «кокон» и центральные частично утопленные сопла;
  • новые конструкционные, теплозащитные и эрозионностойкие материалы.

Все это позволило создать уникальные не только для своего, но и для последующего времени ракетные комплексы с тяжелой МБР «Воевода» 15А18М и с ракетами «Молодец» 15Ж60 шахтного и 15Ж61 железнодорожного базирования.

В 1991 году были разработаны аванпроекты ракетных комплексов пятого поколения Р-36М3 «Икар» и РТ-23М «Ермак», но с распадом СССР дальнейшие работы над ними были свернуты.

 

ЖИДКОСТНАЯ МБР ТЯЖЕЛОГО КЛАССА Р-36М2 (15А18М) ШАХТНОГО БАЗИРОВАНИЯ И РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 15П018М "ВОЕВОДА"

Тактико-технические предложения  по ракетному комплек­су были подготовлены в июне  1979 года, а в июне1982 года была  завершена разработка проекта.

Ракетный комплекс 15П018М с многоцелевой   межконтинентальной ракетой тяжелого класса Р-36М2 (15А18М) раз­работан в КБ «Южное» под руководством В.Ф. Уткина во исполнение постановления ЦK КПСС и Совета Министров СССР от 9 августа 1983 года.

Старт ракеты Р-36М2

Старт ракеты Р-36М2

Ракетный комплекс предназначен для поражения всех видов целей, защищенных современными и перспективными средствами ПРО, в любых условиях боевого примене­ния, в том числе при многократном ядерном воздействии по позиционному району. Это позволяет применять ракеты Р-36М2 в гарантированном ответном ударе.

В результате внедрения прогрессивных технических решений энергетические  возможности ракеты  Р-36М2 (15А18М) увеличены на 12% по сравнению с ракетой 15А18. При этом были выполнены условия Договора ОСВ-2 по ограничению габаритов и стартовой массы. Ра­кеты этого типа - самые мощные из всех межконтинен­тальных ракет. По технологическому уровню комплекс значительно превосходил отечественные, в том числе перспективные, разработки и не имел аналогов среди зарубежных РК. В случае потенциального ядерного конфликта именно ему отводилось главное место в преодолении перспективной многоэшелонированной системы ПРО с элементами космического базирования.

Эффективность комплекса 15П018М «Воевода»  и его высокая боевая эффективность в особо сложных условиях боевого применения обеспечивались за счет:

  • повышения живучести ШПУ и КП;
  • устойчивого боевого управления во всех условиях применения РК;
  • возможности переприцеливания ракет, в том числе - по неплановым целеуказаниям;
  • стойкости ракеты в полете к поражающим факторам наземных и высотных ядерныч взрывов;
  • повышения автономности ракетного комплекса;
  • увеличения гарантийного срока эксплуатации РК.

Основное преимущество ракетного комплекса четвертого поколения - возможность пуска ракет в условиях ответно-встречного и ответного ударов при воздействии поражающих факторов наземных и высотных ядерных взрывов. Это достигнуто за счет повышения живучести ракеты в ШПУ и стойкости ракеты к ПФЯВ в условиях полета.

Радиус зоны поражения ракеты блокирующим ЯВ, по сравнению с ракетой 15А18, был уменьшен в 20 раз, стойкость к рентгеновскому излучению повышена в 10 раз, к гамма-нейтронному излучению - в 100 раз; обеспече­на стойкость ракеты к воздействию пылевых образований и крупных частиц грунта, имеющихся в облаке наземного ядерного взрыва. Как только ракета выходила из опасной зоны, датчики включали систему управления, которая вы­водила ракету на нужную траекторию.

Таким образом, уровень стойкости ракеты к ПФЯВ обес­печивал ее успешный пуск в ответно-встречном ракетно-ядерном ударе, нанесенном непосредственно по ПУ, а боевая готовность при ядерной атаке по соседней ПУ не снижалась.

МБР Р-36М2 (15А18М) - высокоэффективная многоце­левая ракета на жидких высококипящих компонентах топ­лива, полностью ампулизированная, предназначена для поражения особо важных объектов, расположенных в диа­пазоне дальности от средней до межконтинентальной.

Разработка ракетного комплекса «Воевода» проводилась на основе созданной инфраструктуры предшествовавшего ему РК 15П018. При этом в максимальной степени исполь­зовались имеющиеся объекты инфраструктуры. Для ракеты 15А18М были переоборудованы шахты ракетных комплексов 15П014 и 15П018 со сверхвысокой защищенностью от поражающих факторов ядерного взрыва.

Ракета Р-36М2 (15А18М) разработана в габаритах и стартовой массе ракеты 15А18 по двухступенчатой схеме с последующим расположением ступеней и системы разведения элементов боевого оснащения. На ракете сохранены схемы старта, разделения ступеней, отделения головной части, разведения элементов боевого оснащения, хорошо зарекомендовавшие себя на ракете 15А18.

Двигательная установка первой ступени состоит из четырех автономных однокамерных ЖРД с турбонасосной системой подачи топлива разработки ЭМ. В марте 1982 года был выпущен эскизный проект модернизированного форсированного двигателя первой ступени, а доводочные испыта­ния завершились в мае 1985 года. Серийное производство ЖРД было развер­нуто на Южмаше.

В состав    двигательной установки    второй    ступени    входят:    маршевый РД-0255 и рулевой РД-0257 разработки KБХА. Маршевый двигатель - однокамерный, с турбонасосной подачей компонен­тов топлива, выполнен по замкнутой схеме.

Система  управления ракеты   разработана   НПО   Электроприборостроения  на базе двух высокопроизводительных циф­ровых вычислительных комплексов (бортового и наземного) нового поколения и непрерывно работающего в процессе боевого дежурства высокоточного комплекса командных приборов. СУ реализует прямые методы наведения. Требуемый температурный режим для непрерывно работающих приборов обеспечивается специальной системой терморегулирования, осуществляющей сброс тепла в объем ШПУ.

Боевая ступень, в которой размещены основные приборы системы управления и двигательная установка последовательного прицельного разведения десяти боевых блоков, функционально входит в состав ракеты. Это позволило осущест­влять полную сборку ракеты на заводе-изготовителе, упростить технологию ра­бот на боевых объектах, повысить надежность и безопасность эксплуатации. Уп­равляющий четырехкамерный ЖРД 15Д300 боевой ступени аналогичен по схеме и конструктивному исполнению его прототипу - двигателю 15Д117 для ракеты 15А18. В процессе отработки двигателя несколько улучшены его расходно-тяговые характеристики и повышена надежность работы.

Для ракеты создан новый цельный головной обтекатель оживальной формы, обеспечивающий надежную зашиту ГЧ от поражающих факторов ЯВ, в том числе от крупных частиц грунта, и улучшивший ее аэродинамические характеристики.

Предусмотрено боевое оснащение ракеты четырьмя типами головных частей:

  • моноблочными ГЧ с тяжелым и легким боевыми блоками;
  • РГЧ с десятью неуправляемыми боевыми блоками мощностью 0,8 Мт каж­дый;
  • РГЧ смешанной комплектации в составе шести неуправляемых и четырех уп­равляемых боевых блоков.

Управляемый боевой блок разрабатывался для РГЧ смешанной комплектации

Он был выполнен в виде биконического тела минимального аэродинамического сопротивления. В качестве исполнительных органов управления полетом управ­ляемого боевого блока (УББ) на атмосферном участке использовались отклоня­емый конический стабилизатор - для тангажа и рысканья и аэродинамические рули - для крена. В полете стабилизировалось положение центра аэродинами­ческого давления блока при изменении угла атаки. Ориентацию и стабилизацию УББ вне атмосферы осуществляла установка реактивной тяги, работавшая на сжиженной углексилоте.

В боевое оснащение входили высокоэффективные системы преодоления ПРО (так называемые «тяжелые» и «легкие» ложные цели, дипольные отражатели), которые размещались в специальных кассетах и термоизолирующие чехлы боевых блоков.

Летно-конструкторские испытания Р-36М2 начались в марте 1986 года. При первом пуске произошла авария: в процессе минометного старта не прошла команда на наддув баков первой ступени, двигатель не запустился. Ракета, выйдя из шахты под действием порохового аккумулятора давления, упала обратно в ствол шахты.

Испытания ракеты были завершены в марте 1988 года, ракеты с легкой ГЧ- в сентябре 1989 года. По программе совместных легких испытаний на 5-м НИИП проведено 26 пусков, из них 20 – успешны. Причины неуспешных пусков установлены, выполнены доработки по устранению выявленных недостатков, что позволило завершить испытания одиннадцатью успешными пусками. Фактическая полетная надежность по совокупности всех проведенных пусков Р-36М2 составила 0,974.

В условиях боевого дежурства ракета находится в ШПУ в полной боевой готовности. Боевое применение возможно в любых метеоусловиях при температуре от +50 до -50 градусов по Цельсию и скорости ветра у земли до 25 м/с до и в условиях ядерного воздействия по БРК.

Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 11 августа 1988 года ракетный комплес Р-36М2 был принят на вооружение. В декабре 1988 года первый ракетный полк с МБР Р-36М2 был поставлен на боевое дежурство, к 1990-му было развернуто еще два полка.

Группировка ракет Р-36М2 всех модификаций достигла максимальной численности в 1993 году, когда на боевом дежурстве в Ракетных войсках стратегического назначения находилось 308 пусковых установок.

С заменой ракет предыдущих модификаций на МБР Р-36М2 «Воевода» общее количество ШПУ оставалось неизменным, что соответствовало советско-американским договренностям в области стратегических наступательных вооружений.

После распада СССРракетные комплексы, находившиеся за передалми РФ, в 1996 году были сняты с боевого дежурства, а ракеты направлены на утилизацию в Россию. В дальнейшем, в 2001-2005 годах были ликвидированы еще две ракетные дивизии.

 

Основные тактико-технические характеристики шахтного РК 15П018М "Воевода" с ракетой Р-36М2

Ракетный комплекс – стационарный, с высокозащищенными от наземного ядерного удара шахтными ПУ и КП.

Способ старта – минометный из ТПК с помощью ПАД.

Ракета – межконтинентальная, двухступенчатая, баллистическая, жидкостная, полностью ампулизированная, стойкая к поражающим факторам ЯВ в полете.

Максимальная дальность, км: с РГЧ – 11000, с моноблочной легкой ГЧ – 16000.

Стартовая масса, т: с РГЧ – 211,4, с моноблочной легкой ГЧ – 211,1.

Масса головной части, кг: с 10-блочной РГЧ – 8730, с моноблочной ГЧ – 8470.

Число ступененй – 2.

Длина ракеты, м – 34,3.

Диаметр корпуса, м – 3,0.

Боевое оснащение: РГЧ ИН – с 10 ББ и высокоэффективным комплексом преодоления ПРО, моноблочная ГЧ – с боевым блоком легкого класса мощностью 8 Мт и комплексом средств преодоления ПРОоноблочная ГЧ - ным комплексом преодоления ПРО, ерного удара шахтными ПУ и КП.

Стойкость ракеты к поражающим факторам ЯВ – II класс (возможность задействования в ответно-встречном ударе).

Предельное отклонение, км – 0,5.

Гарантийный срок нахождения на БД, лет – 15.

Компоненты топлива: окислитель – АТ, горючее – НДМГ.

Органы управления: первой ступени – отклонение камер сгорания основных ЖРД, второй ступени – 4-камерный рулевой ЖРД, ступени разведения – 4-камерный двигатель с качающимися камерами.

Система управления – автономная, на базе высокопроизводительного ЦБК и непрерывно работающего в процессе боевого дежурства высокоточного комплекса командных приборов. Реализует прямые методы наведения.

Обобщенный показатель надежности РК – 0,935.

Полетная надежность ракеты – 0,974.

Коэффициент энерговесового совершенства – 0,0421.

 

МЕСТО РВСН В СИСТЕМЕ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАКЕТНЫХ КОМПЛЕКСОВ НАЗЕМНОГО БАЗИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В результате распада СССР и Организации Варшавского Договора военно-политическая обстановка в мире резко изменилась. Угроза широкомасштабной агрессии, в том числе ядерной,  против РФ со стороны стран НАТО на какое-то время резко снизилась, однако Россия оказалась тем или иным образом втянута в целую серию локальных конфликтов. В то же время блок НАТО постепенно расширяется на восток за счет бывших стран-участниц Организации Варшавского Договора, а также прибалтийских республик бывшего СССР.

В первой половине 90-х годов в России произошло резкое сокращение средств, выделяемых на поддержание обороноспособности страны. Это повлекло сокращение вооруженных сил. В то же время в США не сокращались расходы на разработку новых наступательных вооружений, в том числе и ядерных. Ряд стран работает над созданием собственного ядерного оружия и средств его доставки. Таким образом, на современном этапе внешние военные угрозы для РФ сохраняются, и это – один из основных факторов, определяющих роль и место СЯС, и в первую очередь РВСН в составе ВС РФ.

В сложившейся международной обстановке интересам обеспечения военной безопасности России наиболее соответствует задача сдерживания противника от развязывания широкомасштабной ядерной и обычной войны за счет поддержания боевых возможностей ВС РФ на уровне, гарантирующем нанесение агрессору заданного ущерба в любой обстановке.

В настоящее время и на обозримую перспективу эф­фективному решению этой задачи в наибольшей степени отвечают стратегические ядерные силы. Они меньше, чем силы общего назначения, зависят от геостратегического положения, направления и масштабов возникающих угроз, отличаются глобальной досягаемостью, огромной разрушительной мощью, и этим уравновешивают не всегда благоприятное для России соотношение экономических, технических, демографических и других параметров могущества государства. Ядерные силы по затра­там на решение стратегических задач менее дорогостоящи и требуют мень­шей численности личного состава, чем силы, оснащенные обычным оружием.

Значение  стратегических ядерных сил в обеспечении военной безопасности России за последие годы существенно возросло. Это связано с тем, что, после распада Советского Союза были ослаблены силы общего на­значения. Эффективный инструмент компенсирования такого ослабления - ядерное оружие, рассматриваемое как дополнение к дипломатии. Оно, конечно, не может полностью заменить силы общего назначения, однако способно сдерживать не только крупномасштабную агрессию, но и региональные угрозы.

В современных ус­ловиях стратегическим ядерным силам (СЯС) принадлежит решающая роль в сдерживании не только ядерной, но и крупномасштабной неядерной агрессии против Российской Федерации. А поскольку в боевом cоставе РВСН в настоящее время сосредоточено около 60%  всех ядерных  носителей боезарядов, то они представляют собой основу СЯС.

Ведущая роль РВСН в ядерной три­аде обусловлена не только количест­венным составом носителей, числом и возможностями боевых блоков. Вы­сокая оперативная готовность к выполнению задач, живучесть объектов, всепогодность решения поставленных задач, оперативность и устойчивость боевого управления РВСН в условиях противодействия противника во многом определяют их вклад в решение задач ядерного сдерживания и других задач обеспечения безопасности нашей страны.

Таким образом, РВСН как одна из основных составляющих стратегических ядерных сил России в современных условиях имеют особое значение. Во-пер­вых, они гарантируют защиту не только от ядерной угрозы, но и от развязыва­ния крупномасштабной агрессии с применением обычного оружия. Во-вторых, они дают возможность под своим «зонтиком» реформировать и поднять качес­твенный уровень Вооруженных Сил России в целом. В-третьих, при всех экономических и демографических проблемах России, помогают до сих пор поддерживать на международной арене ее статус как великой державы.

 

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «ТОПОЛЬ-М» СТАЦИОНАРНОГО ШАХТНОГО И ПОДВИЖНОГО ГРУНТОВОГО ВАРИАНТОВ БАЗИРОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ МИТ

В середине 1980-х годов международная обстановка начала ухудшаться. Быстро наращивались стратегические ядерные силы США; на вооружение поступи МБР «Пискипер», БРПЛ   «Трайдент-2», морские и авиационные крылатые   ракеты.   Впервые   за два десятилетия в Европе стали развертывать американские ракеты средней дальности - «Першинг-2» и «Томагавк». Но в наибольшей мере грозила нарушением сло­жившегося стратегического паритета объявленная президентом США Р.Рейганом программа развития систем ПРО, известная как «Стратегическая оборонная инициатива» (СОИ) или как «Звездные войны».

Кроме того, к этому времени в срочной замене нуждались более 350 моноблочных ракет УP-100K и РТ-2П с истекши­ми сроками эксплуатации. Ход переговоров с США указывал на то, что готовящееся соглашение будет ограничивать не число ракет, а количество размещенных на них боевых блоков. Между тем почти все относительно современные советские МБР могли оснащаться РГЧ. Единственным ис­ключением был «Тополь», но он не размещался в шахтных установках. Таким образом, для поддержания стратегичес­кого паритета требовалась разработка новой моноблочной МБР, обеспечивающей эффективное применение в условиях развертывания перспективной ПРО и при наращивании наступательных стратегических возможностей США.

Соответствующие проектные проработки велись в МИТ по теме «Тополь-М» и в днепропетровском КБ «Южное» под наименованием «Универсал». В соответствии с постановле­нием от 9 февраля 1987 года проведение полномасштабной ОКР по созданию МБР с принципиально новым типом боевого оснащения было поручено реутовскому НПО ма­шиностроения, хотя эта организация и не имела опыта раз­работки баллистических твердотопливных ракет и подвиж­ных стратегических комплексов.

В условия. ухудшающегося финансово-экономического положения страны многотипностъ вновь разрабатываемого вооружения РВСН была недопустима. Интересы безопас­ности СССР требовали создания нового комплекса, единого для подвижного и стационарного базирования, с ракетой, способной нести как традиционное, так и перспективное боевое оснащение.

Для решения этой задачи необходимо было объединить усилия всех конструкторских организаций страны, специ­ализировавшихся на разработке МБР. Заместитель гене­рального конструктора МИТ Ю.С.Соломонов в августе 1988 года провел соответствующие переговоры с КБ «Юж­ное» в Днепропетровске, по результатам которых в конце года обе организации совместно разработали техническое предложение по единой ракете, подвижному и стационар­ному комплексам.

Военно-промышленная комиссия своим решением от 9 сентября 1989 года утвердила сформировавшуюся к тому времени новую кооперацию разработчиков ракеты и комплексов. Создание подвижного грунтового комплекса было поручено МИТ, стационарного шахтного комплекса - КБ «Южное». Ракету, получившую наименование РТ2ПМ2, разрабатывали совместно обе организации. Впервые требовалось создать МБР, универсальную по видам базирования. Как летательный аппарат она была полностью универсальна для обоих видов базирования. Однако, в силу объективных факторов и особениостей производственных возможностей н намеченных предприятий-изготовителей, транспортно-пусковой контейнер для подвижного комплекса был выпол­нен из стеклопластика, а для шахтного - из металла, причем на последнем закреплялся ряд систем наземного оборудо­вания. С учетом этого для изделия подвижного комплекса было принято наименование 15Ж55, а шахтного - 15Ж65.

Для ракеты МИТ разрабатывал большинство элементов боевой ступени, включая твердотопливную двигательную установку, двигатели третьей и второй ступеней, соединительные отсеки, а КБ «Южное» - двигатель первой ступени ракеты, головной обтекатель и резервный вариант двига­тельной установки боевой ступени на жидком монотопли­ве. В конце 1989 года был выпущен совместный эскизный проект по ракете и шахтному комплексу, а полгода спус­тя - по подвижному грунтовому комплексу. Ракета была представлена как модернизация ракеты «Тополь», что не противоречило положениям договора ОСВ-2 и договора о ликвидации РСМД.

В 1991 году на Южном машиностроительном заводе была изготовлена первая летная ракета РТ2ПМ2, которую, однако, так и не удалось поставить на полигон.

В конце 1991 года МИТ пришлось приступить к форми­рованию скорректированной, чисто российской коопера­ции разработчиков и изготовителей комплекса, получив­шего название «Тополь-М». К разработке первой ступени вместо КБ «Южное» подключили пермское НПО «Искра», а МИТ стал головным как по грунтовому подвижному, так и по стационарному шахтному комплексам. В кооперации с привлеченными организациями в 1992 году бы выпу­щено дополнение к эскизному проекту, существенно изме­нившее облик ракеты и комплекса.

Пуск из шахтного РК

Пуск ракеты из стационарного шахтного РК "Тополь-М"

Стационарный комплекс 15П165 отвечает всем требо­вания к комплексам четвертого поколения, обеспечивает высокую защищенность от поражающих факторов ядерно­го взрыва, комплексную, в том числе фортификационную, защиту от обычных боеприпасов, включая высокоточное оружие.

На стадии эскизного проекта в качестве основного варианта было принято создание шахтной пусковой ус­тановки путем модернизации средств (разработка мос­ковского ОКБ «Вымпел») стартовой позиции комплекса УР-100Н УTTX, предназначенных для жидкостных ракет 15А35. После подписания договора СНВ-1, предусмат­ривающего ликвидацию половины имевшихся у СССР тя­желых жидкостных МБР Р-36М УTTX и Р-36М2, с учетом возможности полного отказа от ракет этого типа в соот­ветствии с подписанным, но так и не вступившим в силу договором СНВ-2, санкт-петербургским КБСМ совместно с МИТ был разработан проект переоснащення их шахт под комплекс «Тополь-М».

Обшая разработка ракеты велась под руководством директора и генерального конструктора Б.Н.Лагутина, а выбор новых технических решений по ракете осуществлял Ю.С.Соломонов. При оп­ределении технического облика изделия в первую очередь учитывалась основная угроза - перспектива развертывания мощ­нейшей эшелонированной ПРО с элемен­тами космического базирования. Кроме того, новая МБР шахтного базирования должна была обладать высоким уров­нем стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва.

В ракете реализованы самые передо­вые технические решения - применены твердые топлива повышенной энергети­ки, корпуса двигателей из высокопрочных органопластиков, поворотные управляю­щие сопла, двигательная установка бое­вой ступени с глубоким регулированием тяги. Оригинальная конструктивная схема позволила максимально облегчить конс­трукцию энергетически наиболее значи­мой третьей ступени, переложив ряд ее функций на нижние ступени, С учетом необходимости прохождения через так называемые пылегрунтовые образования ядерного взрыва - грибовидные облака щебенки, парящей в вихрях на высоте 10-20 км над землей, ракета была выполнена без выступающих частей. Боевое осна­щение было надежно прикрыто прочным обтекателем.

Высокая стойкость ракеты к воздействию всех поражающих факторов ядерно­го взрыва и оружия на новых физических принципах обеспечивается также тща­тельным подбором наиболее эффектив­ных и стойких материалов, топлив и спе­циальных защитных покрытий весьма сложного состава.

Для успешного преодоления космического эшелона перспективной ПРО была существенно сокращена продолжительность работы   двигателей.   В результате   почти весь разгонный участок полета проходит в пределах атмосферы, надежно прикры­вающей ракету от   большинства   видов оружия ПРО космического базирования. Использование мощных органов управле­ния  и бортовой аппаратуры с широким возможностями  впервые обеспечило     отработку противоракетного   траекторного маневра – для уклонения от перехватчиков космического базирования.

Для прикрытия боевого блока на пассивном участке траектории разработаны разнообразные высокоэффективные средства проти­водействия ПРО. На их основе формируются адаптивные комплек­сы средств противодействия, конкретная комплектация которых может корректироваться исходя из фактического качественного и количественным состава систем ПРО, выявляемого по мере их испытаний и развертывания

Летные испытания ракетного комплекса «Тополь-М» проходили на полигоне в Плесецке. В декабре 1994 года состоялся первый пуск ракеты из переоборудованной шахтной пусковой установки, предназначенной ранее для комплекса УP-100H УTTX. В декабре 1997 года после проведения четырех испытательных пусков ра­кеты «Тополь-М» были поставлены на опытно-боевое дежурство. Первый полк из десяти ракет этого типа 30 декабря 1998 года за­ступил на боевое дежурство.

В 1997 году директором и генеральным конструктором инсти­тута был назначен Юрий Семенович Соломонов. Многие ракетные комплексы («Пионер», «Тополь», «Горн», «Сирена» и др.) создавались при его непосредственном участии.

В ходе испытаний РК «Тополь-М» было выполнено десять пусков ракет, девять из них прошли успешно Последний пуск 9 февра­ля 2000 года был проведен из переоборудованной шахты тяжелой МБР.

Тополь-М

Подвижный грунтовый стратегический РК "Тополь-М"

Указом Президента РФ от 13 июля 2000 года стационарный ра­кетный комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой «Тополь-М» был принят на вооружение. Комплекс стал наиболее сложной из единичных систем оружия, изготовление, отработка, натурные испытания и внедрение в серийное производство которой были проведены силами российской кооперации после распада СССР.

Изготовителем ракет «Тополь-М» стал Воткинский машиностроительный завод. В дальнейшем все усилия разработчиков были сосредоточены на создании подвижного комплекса. Первый пуск «Тополя-М» с подвижной пусковой установки был произведен        20 сентября 2000 года.

 При создании систем и агрегатов самоходной пусковой установки использованы принципиально новые технические решения. Так, система неполного вывешивания дает возможность развертывать пусковые установки даже на мягких грунтах. Улучшены проходимость и маневренность установки, что повышает ее живучесть. Комплекс способен производить пуски ракет из любой точки позиционного района, обладает более совершенными средствами маскировки от оптических и  других средств разведки.

Первый за последние   15 лет   пуск  стратегической ракеты на предельную дальность на расстояние более 11 тысяч километров в район на акватории Тихого оке­ана был осуществлен с самоходной пусковой установки чекса «Тополь-М» 20 апреля 2004 года.  При этом был разработан и реализован комплекс мероприятии по доведению до работоспособного состояния и задейс­твованию обеспечивающих эти испытания сил и средств, включая  длительно бездействовавшие корабли командно-измерительного комплекса. Заключительный четвер­тый пуск ракеты мобильного варианта «Тополь-М» был проведен 24 декабря 2004 года. В 2006 году поставлен на боевое дежурство первый полк, вооруженный под­вижным грунтовым ракетным комплексом с ракетой «То­поль-М».

Перевооружение  частей   РВСН  проводилось  с использованием имеющейся  инфраструктуры.  Мобильный и стационарный варианты полностью совместимы с существующей системой управления и связи.

По ряду элементов ракета унифицирована с перспек­тивными ракетами «Булава» морского базирования для атомных подводных лодок стратегического назначения проекта 955.

Основные технические решения по ракете «Тополь-М» оп­ределяют ее высокий модернизационный потенциал, в частности, возможность применения разделяющейся головной части, перспективных высокоточных боевых блоков, в том числе с неядерным оснащением, и принципиально новых средств преодоления средств преодоления самых совершенных систем ПРО.

В связи с окончанием срока договора СНВ-2, запрещавшего создание межконтинентальных баллистических ракет с разделяющимися БЧ, МИТ были начаты работы по созданию на основе «Тополя-М» нового ракетного комплекса РС-24 «Ярс». Главное отличие «Ярса» от «Тополя-М» заключается в наличии разделяющейся головной части. В 2007-2008 годах было произвидено с полигона «Плесецк» по полигону «Кура» было произведено 3 испытательных пуска данных ракет, все они прошли успешно.  На данный момент достоверных сведений о технических данных РК РС-24 «Ярс» в открытом доступе нет. Предположительно, ракета оснащена 3-4 боевыми блоками индивидуального наведения мощностью 150-300 Кт, ее максимальная дальность составляет 11000 км.

В марте 2011 года первый ракетный полк подвижных установок РС-24 в составе двух дивизионов заступил на боевое дежурство. По словам командующего РВСН ВС РФ генерал-лейтенанта Алексея Каракаева, в будущем подвижные комплексы «Тополь-М» будут постепенно заменены на «Ярсы», в то же время принятие на вооружение шахтных комплексов «Тополь-М» будет продолжаться. Планируется, что в обозримом будущем комплексы РТ-2ПМ2 «Тополь-М» и РС-24 «Ярс» будут составлять основу российских РВСН.

 

Основные тактико-технические харакетристики РК РТ-2ПМ2 «Тополь-М»:

Типы базирования – подвижный грунтовый, шахтный.

Ракета – трехступенчатая, твердотопливная, универсальная для двух типов базирования.

Боевое оснащение – моноблочная ГЧ с ядерным боевым блоком и комплексом средств преодоления ПРО.

Максимальная дальность, км – 11000.

Стартовая масса, т – 46,5.

Длина ракеты, м – 22,55.

Максимальный диаметр ракеты, м – 1,81.

Железные игрушки своими руками Железные игрушки своими руками Железные игрушки своими руками Железные игрушки своими руками Железные игрушки своими руками Железные игрушки своими руками Железные игрушки своими руками Железные игрушки своими руками Железные игрушки своими руками Железные игрушки своими руками Железные игрушки своими руками

Изучаем далее:



Как сделать войну в warframe

Ремонт квартиры своими руками малогабаритка

Инструменты для шиномонтажа своими руками

Фронтон деревянного дома своими руками фото

Как сделать рисунок из фломастерами
Читать новость Железные игрушки своими руками фото. Поделитесь новостью Железные игрушки своими руками с друзьями!